Хм, а то они нас спрашивают. Можно подумать, мы в детстве в это не играли. Не рассказывали "пугалок" друг другу в лагерях после отбоя. Конечно, нашими героями были первопроходцы космоса, сражавшиеся с космическими монстрами, и позиция была задана четко: земляне - герои, а монстры из космоса - это монстры. Мы были загружены всем этим по самые ушки и искренне в это верили. Но все равно прорывалось: "Девочка, не покупай красное пианино..." Брр, до сих пор страшно (хотя деталей той страшилки я уже не помню). "Послушай, Вася, хватит жечь резину!"
Собственно, этот вывод мы и делали где-то в подсознании. Страх перестает быть страхом, когда его принимаешь так или иначе. Когда учишься над ним смеяться. Когда понимаешь его природу. Когда просто дорастаешь до того, чтобы повернуться к нему лицом и понять: то, что тебя пугает - оно существует, а страх сам по себе - это попытка отрицания. Прими - и перестанешь бояться.
И какое реальное явление объясняло нам это лучше смерти? Сначала смерть кажется страшной, но она есть, а значит, нужно научиться жить в мире, где она есть. Научиться понимать, что она такое. Научиться радоваться жизни, зная, что она не бесконечна. Как ни странно, но все эти наши страшилки и игры в зомби и вампиров работали ровно на это. Хотя, конечно, нам этого никто не объяснял. Нас учили быть мужественными, но не объясняли, откуда берется это самое мужество и что оно, собственно, такое. Поэтому оно оставалось бы для нас сферической лошадью в вакууме, если бы не рассказываемые шепотом истории про красное пианино и гроб на колесиках.
И вот гроб на колесиках покрасили в розовый цвет и выставили в кукольной витрине в компании его обаятельной хозяйки. У тех детских страшилок и мистических игр была одна общая черта: взрослые не должны были о них знать. Не зря все эти истории рассказывались после отбоя, а про игры в зомби никто никогда не рассказывал родителям. Мы инстинктивно знали: взрослые не поймут и не примут. Нам запретят учиться не бояться. А мы этого не хотели. Мы действительно хотели быть смелыми, а для этого поближе познакомиться с тем, чего мы боимся. А тут вдруг взрослые из Mattel сказали современным детям "Ребята, все классно, давайте в это играть!"
Ну то есть да. На первый взгляд - Боже, какая мерзость: собрали всех популярных киномонстров, добавили немного монстров литературных и придумали им "дочек" (учитывая, что большинство из них нежить, способ производства оных дочек предлагается придумывать самостоятельно), а также несколько "сыновей". Наши милые, чистые дети - и куклы-зомби, вампиры, скелеты...? Ну да, то, что мы на многочисленных РПГ всех форматов 100 раз либо играли сами всю эту живность-неживность, либо в нее влюблялись - это ничего, мы же взрослые. То, что тысячи людей проливают слезы в финале копполовского "Дракулы", когда героиня освобождает героя от не-жизни, и перед тем, как рассыпаться прахом, его напряженно-тревожное лицо обретает спокойное и счастливое выражение - это ничего, мы же понимаем, что на самом деле такого не бывает.
Не бывает? А кто сказал? Наша душа нам не лжет: если мы к чему-то тянемся, если с нами происходит то, что называется сложным словом "катарсис" - значит, это отражение некоей истины. Ну да, обаятельной кровососущей нежити не бывает - но вот так бывает, и правда в этом есть. Есть правда и в том, что героиня вместо ненависти упокаивает Дракулу с сочувствием. Понять того, на кого навесили эпитет "зло" - это и есть механизм катарсиса.
Кстати, в тематике "ужастиковых" сюжетов этот механизм работает вовсю. Началось, кажется, с "Франкенштейна" Мэри Шелли. Не знаю, что хотела сказать юная аффтарша, но получилось у нее, вероятно, нечто совершенно отличное от исходного замысла: главный герой, вроде бы излагающий заданную автором этическую дихотомию "Монстр - это плохо, он противостоит всему миру", вызывает адское бешенство и желание набить гнусную безответственную морду, а "Монстр", "отвратительный", как много раз повторяет автор, оказывается изумительно умным, добрым и этически продвинутым человеком, мучительно и безуспешно ищущим принятия и не находящим его из-за своей внешности. (Надо понимать, что тогда действительно считали, что уродливое - значит злое, поэтому, возможно, Мэри Шелли и пыталась вписать свой сюжет в эту парадигму; но что-то получилось у нее не то.) И в какой-то момент понимаешь, что Монстр-то посимпатичнее всяких там Прекрасных Принцев из детских сказок, и думаешь "а вот если бы там был/а я..." и невольно мысленно протягиваешь Монстру руку - и это-то и есть катарсис.
А вот дальше совсем интересно. Monster High - это такой большой сборный пластмассовый катарсис для детей. Ну, и для тех, кто побольше, тоже, можно его использовать. В той форме, в которой детям это может быть понятно и легко воспринимаемо. Потому что, оказывается, если не говорить "фууу" а взять этих зомби и скелетов в руки, то есть принять, они окажутся вполне обаятельными. И не зря серию возглавляет Френки Штейн - дочь Франкенштейна (ну как всегда, перепутали, где Франкенштейн, а где Монстр; судя по ее виду, Френки вполне себе дочь Монстра). Да и называется серия Monster High, "Школа монстров", а не как-то там по-другому. Нашим детям больше не надо прятаться, разыгрывая страшилки - куклы для разыгрывания детских страшилок официально выпущены и стоят на полках магазинов.
Но, похоже, не все родители понимают этот механизм. Не знаю, где и как они мимо него прошли... может, не читали в ранней юности "Франкенштейна". Не пытались мысленно донести до идиотки Эсмеральды, что у Квазимодо прекрасная душа, а у ее обожаемого Феба - пустота за смазливым личиком. Не рыдали, когда Кристина уходила с Раулем, оставляя Эрика одного умирать в подвале Парижской Оперы. Даже не смотрели "Эдвард-Руки-Ножницы" и "Кошмар перед Рождеством". Не, не, не... Потому что, пройдя хоть один из этих катарсисов, уже невозможно увидеть какую-то угрозу ни в "чудовищных" отцах, ни в их вполне милых пластмассовых "детях".
...И все-таки, кто же мама у Оперетты? Да и вопрос Френкиной мамы меня сильно интересует. В принципе, если Опереттин папа по ночам преподает в Школе Монстров музыку (где мои 15 лет, запишите меня в эту школу!), стало быть, он не умер в подвале; а если так, то почему бы Виктору Франкенштейну не поиметь совесть и не выполнить до конца просьбу Монстра о создании подобной ему женщины? Значит, вот как ни верти, а в версии истории Monster High эти трагические отверженные герои обрели принятие, если у них дочки получились.
Может быть, куколки с клыками, когтями и швами-шрамами оскорбляют религиозные чувства родителей? Ох... я тоже верующая. Я тоже не могу перейти некоторые границы (например, играть в WoW за чернокнижника - идея взять на себя роль повелителя демонов меня коробит). Но в том-то и дело, что Monster High не демоны. Да, они нежить, оборотни и куча всего остального, классифицируемого как "нечисть" - но не демоны, нет. Разницу все-таки надо понимать. Ну, это чисто для тех, у кого религиозные проблемы. Кстати, в американской игровой индустрии, откуда родом Monster High, очень трепетно относятся к уважению религиозных чувств, настолько, что одно время в AD&D вместо "devils" и "demons" фигурировали баатезу и танар'ри, а в той же WoW тщательно забили на идею божественности акта творения мира, а также антропоморфного божества в тамошнем аналоге христианской религии (ну, просто чтобы не связываться, видимо). Поэтому с этой точки зрения переживать не надо: границу, которую не следует переходить с религиозной точки зрения, создатели Monster High знают назубок.
Но есть еще одна концепция посложнее, которая в этой серии тоже отразилась и может быть освоена подростками хотя бы частично. Это - то, о чем писала Урсула Ле Гуин в "Волшебнике Земноморья": имя нашей тени - это наше имя. В любом человеке есть добро и зло, и только помня и осознавая это, можно идти путем истинного совершенствования. Прежде чем идти путем просветления, необходимо понять и принять свою темную сторону, потому что, игнорируя ее, далеко не уйдешь. Чистый Свет ослепляет не хуже полной темноты; видеть можно только там, где есть и свет, и тени. Поэтому героини Monster High подчеркнуто неидеальны. Может быть, их душевная дихотомия несколько примитивна и схематична, но она есть и находится в полной гармонии с их противоречивой внешностью, сочетающей девичье или юношеское обаяние с признаками принадлежности к нечисти. То есть можно сказать, что все эти клыки и когти - внешнее выражение темной стороны персонажей, помогающее девочкам и в себе увидеть - и принять - свою неидеальность, свою темную сторону. Это сложный этический шаг, но идеально-сахарные традиционные патриархальные куколки помочь его сделать уж точно не могут. А Monster High - вполне.
А дети, конечно, этого всего не понимают. Для них "монстры" привлекательны как раз ощущением "запретности". Ну то есть, наверно, каждый ребенок старше 6 лет понимает, что эти персонажи как-то связаны со "злом". То есть, вроде как, олицетворяют что-то запрещенное. Но ведь стоят на полке с ценниками. Воплощенный парадокс, а это всегда привлекательно. Мама, купи мне вот эту куклу с серой или синей кожей! Слушайте, а вот в области скинтонов-то как эта коллекция позволила развернуться. И зеленые, и розовые, и какие угодно. Требованиями реалистичного оттенка кожи вся эта нечисть не связана, так что получились куклы настолько оригинальные уже просто скинтоном, что одно это добавляет 1000 кило в обаяние. Но то, что дети не понимают - это неважно. Они поймут. Главное, чтобы они научились: то, что называют злом или уродством, далеко не всегда таково, так что не иди на поводу у заданных кем-то этических координат, а думай сам.
Вот я тут треплюсь, а у самой ни одной монстряшки нет. Ну, мне не надо. Мне в куклах другое важно. Все эти катарсисы я прошла другими путями. Но появись такие куклы во время моего детства - ох как я бы выпрашивала их у родителей!
@темы: кукольное, статьи, мысли, WoW, м-мать твою Такхизис через престол Паладайна
Я смутно подозреваю, что те, кто сами играл в рпгшки-дндшки, хоть компьютерные, хоть настолки с кубиками, не станут требовать тех кукол запретить) Боятся обычо - неизвестного и непонятного
А Франкенштейна я, к слову, так и не осилила. Зря ты пугала меня языком, язык там, конечно, с соответствующими времени рюшечками, но не одна Шелли ж так писала. Вот количество нытья Виктора на тысячу слов действительно внушает ужас.
Но мне понравилась твоя идея, что во вселенной MH все эти странные и стрёмные существа нашли принятие, дом и семью - мне не приходило в голову посмотреть на это с такой точки зрения.
а Монстр видимо взял фамилию создателя, как отцовскуюЭто... не знаю, какая-то демонстрация даже не тупости, а беспомощности. Вот не хочешь ты покупать своему ребенку этих кукол - ну так объясни ему это, сформулируй, обоснуй. Если у вас такая религиозная семья, то дай ребенку понять, почему ты это считаешь несоответствием. Если ты считаешь эти игрушки уродливыми - донеси свое восприятие прекрасного до своего ребенка.
Но что ж у нас вечно хотят делать свою семейную работу чужими руками?
А насчёт запрета - во-первых, я вообще с трудом воспринимаю идею "полезнее всего - запретить". Если родителям кажется, что такие игрушки недопустимы с точки зрения религии, нравственности или ещё чего - то надо объяснять детям. Конкретно своим. В конце концов, у Тигрёнка с совсем мелкого возраста одними из любимых игрушек были игральные карты, что тоже с определённой точки зрения может показаться не самой подходящей для детей вещью. Моей семье это казалось нормальным. Что характерно, картёжником Тигр не вырос, а на картах, в основном, через пасьянсы разыгрывались какие-то пьесы, то-есть служили они, скорее, куклами.
Во-вторых, мне кажется важным, не то, с какими игрушками ребёнок играет, а то, во что он играет. Ну потому что если ребёнку нравятся вампиры, оборотни и прочая нечисть, то никто ему не помешает отыгрывать их приключения на других куклах, даже не обязательно перекрашивая. И даже в этом важнее не сами клыки-хвосты-сон в гробу, а то, что именно ребёнку интересно. Если нравятся, что персонажа все боятся - это одно. Если нравится необычность атмосферы - это другое. И да, определённую игру со своими страхами, проработку этих страхов тоже никто не отменял.
А сама атмосфера Monster High мне безумно нравится, потому что я вообще нежно люблю сочетание обыденной жизни с чем-то странным, и в школьные годы с радостью придумывалось нечто подобное. Более того, я не вижу в них игры в зло. Это либо нормальная школьная жизнь необычных существ, либо, возможно, ситуация "да, мы как бы не хорошие, но мы стараемся быть не совсем ходячим ужасом" (это, скорее, касается родителей этих девочек, а не их самих, но и такой подтекст там можно увидеть). Меня радует, что некоторые истории получили свой позитив, мне интересно посмотреть, как должны уживаться вот эти детишки киномонстров - в конце концов, это класс ребятишек, собранных из разных стран и культур, без любопытных моментов не обойтись. К примеру, мне очень интересна была бы дочка Мумии - с египетскими заморочками, возможно, вполне религиозная девица.
Сын Дракона, не знаю. Может, родители твердо уверены (и ведь они правы), что им не под силу убедить в чем-либо своих детей-подростков, поэтому единственным способом "защитить" своих детей от "ужасных" кукломонстров они видят привычный и надежный запрет. Это комфортно - ощущение моральной обоснованности, поддержки общественности. Тем, кто действительно может в чем-нибудь убедить подростка, никакие запреты не нужны. Потому что они думать умеют. И доносить свои мысли до окружающих. А таким людям никакая идеологическая опасность, реальная или мнимая, не страшна.
Огненный Тигр, боюсь, религиозная тематика для Monster High все-таки сложновата. Это же, фактически, пропаганда язычества получится, если героиня популярной франшизы вдруг выразит ясные религиозные взгляды, отличные от христианства (напомню, что Америка - страна, где христианская религия получает государственную поддержку в такой мощной степени, что нам до них далеко). Проблема с религией та, что христианство, как и все авраамические религии, прозелитично до крайности, и признать равноправие всех религий и встать на точку зрения "если кто-то поклоняется другому богу/богам, то он не проклятый язычник, а вполне себе религиозный человек" христианизированному обществу не под силу. (Хотя, например, в зороастристской Персии это запросто могло быть, падишах Хосров Парвиз с большим интересом слушал и даже судил христианские диспуты). Поэтому либо придется обойтись тематикой попроще, либо выдумывать толстый хедканон, а стоит ли оно того?
А в общем-целом, где мои 15 лет? Тигрёнок бы сильно мечтал попасть в эту школу.
Но если берут, я б туда наверное преподавать пошла)