Я это дочитала.
Типа рецензияВообще вполне увлекательное чтиво, конечно, не для возвращения и перечитывания, но один раз читается приятно. Сюжет закручен лихо, туго, постоянно идут параллельные линии действий, переключение между линиями происходит в самые интересные моменты - в общем, хорошая такая продукция фэнтези-боевика.
По сути это типичный роман о попаданцах. В качестве попаданцев выступают Красс и Ронин (ни больше ни меньше) и аки кур в ощип попавший орк Брокс. Масштаб - эпический. Такой эпический, что подобное я видела разве что в "Тьме в Сетаноне" у Рэюшки Фейста да у Вейсы с Хикменом в "Трилогии близнецов". В общем, идея та же - надо быстро шевелиться, дабы спасти мир от моментального и полного опустошения и вымирания. Чем, собственно, куча персонажей у Кнаака и занимается все три тома. Причем я не знаю, как это у него получается, но он способен выдать огромное количество экшенного текста по событиям, которые занимают всего-то несколько минут.
Итак, Властелин Времени Ноздорму чувствует, что кто-то нехороший прямо-таки когтями дерет время на кусочки. Бронзовый Аспект кидается навести порядок, но все, что ему удается сделать - как-то удерживать время от разрыва ценой своего полного и постоянного внимания. Навести порядок он просит Красса - непонятно, почему именно его, а не, скажем Соридорми или кого-то еще из своего племени. Красс зовет на помощь Ронина. Рыжему не до спасения мира, у него вот-вот родит жена, но Красс все-таки дергает парня с собой. В это же время Тралл отправляет воина Брокса исследовать какую-то странную аномалию. В результате все трое проваливаются куда-то, каковое "где-то" они определяют как древний Калимдор прямо перед первым вторжением Пылающего Легиона.
В прошлом Красс испытывает весьма неприятные ощущения. Он, конечно, Кориалстраз, но поскольку в этом времени он уже жил и даже успел жениться на Алекстразе, хоть и был самым младшим в ее гареме, то принять Истинный облик он не может, кастовать тоже практически не получается и даже на ногах с трудом держится. А вот Ронин, наоборот, тихо офигевает от того, какие мощные у него выходят заклинания.
В целях предотвращения эффекта бабочки попаданцы изо всех сил стараются скрыть, что они из будущего. Только Алекстразе все было изложено честно и полностью, причем в результате Красс встретил молодого себя (крутой вариант шизофрении). Юный Кориалстраз испытывал абсолютно те же проблемы, что и его старшая версия, только не мог принять гуманоидный облик. Правда, когда они были вместе, им становилось заметно лучше.
Примерно в это же время во дворце Азшары Высокорожденные открыли портал в Круговерть Пустоты (я так и не поняла, зачем) и установили контакт с Пылающим Легионом. И все заверте.
Что очень странно и мне совершенно непонятно - почему ни Красс, ни Ронин, встретив юную эльфийскую троицу, не знают, кто они вообще такие. Ну допустим, что контакт с ночными эльфами люди установили относительно недавно, Малфурион проснулся тоже недавно, Иллидана выпустили еще недавнее. Но Ронин все-таки не из-под кустика пришел, он образованнейший человек, маг Кирин-Тора, имеющий доступ к библиотекам Даларана, так что вряд ли он не знает историю магии и по крайней мере то, почему после схлопывания исходного Колодца Вечности арканная магия в Азероте не исчезла и почему он вообще может ею заниматься. Так что он просто не мог не понять, кто такой этот золотоглазый парень, который смотрит ему в рот и хватается за любую возможность чему-нибудь у него научиться. Но не понял. Про Красса вообще непонятно - был бы это какой-нибудь другой дракон, я бы поняла, может он сидел всю жизнь в своих пещерах и не обращал внимания на гуманоидов, но Красс-то не просто знал историю, он ее делал собственнолапно. Хотя у Красса были дырки в памяти...
Очень хорошо показано сумасшествие Нельтариона. Кому как, а мне его жалко. Что, конечно, не отменяет того, что хвост Смерторылу надо было оторвать, но сама Алекстраза не раз говорит, что Смерторыл - это уже не Нельтарион, от исходной личности не осталось вообще ничего. И это, пожалуй, действительно основная причина бояться Старых Богов - что они могут вот так уничтожить личность и душу незаметно ни для кого, и выясняется это тогда, когда помогать уже поздно.
Интересно, по какому принципу Старые Боги выбирают жертву? Нельзя же сказать, что Нельтарион был слаб духом или что-то в этом роде. Или они пробуют всех подряд, и предугадать, кто поддастся, заранее невозможно?
Ну и собственно мелкая великая эльфийская троица. Из них только Малфурион тянет на центрального персонажа, остальные показаны постольку поскольку. Тем не менее показаны хорошо. Отчетливо видно, что им на человеческий счет что-то около 17 лет. Все трое исключительно умны и талантливы, но все равно еще не взрослые. И тут сваливается весь этот кошмар, мир сходит с ума, и взрослеть приходится очень быстро - по крайней мере тем, кому это удается. Кто был к этому готов.
Не готов был Иллидан. Иллиданом все время двигали три мотива - как можно лучше освоить свою профессию и стать крутым спецом, заслужить похвалу (ну хоть чью-нибудь, хотя лучше всего Ронина) и обаять девчонку, в которую он втрескался. Первое используется как средство достижения второго и третьего. Что в этом всем плохого или заслуживающего осуждения? Для подростка - совершенно нормально. Беда была только в том, что Иллидан обладал огромным интеллектом (не путать с умом) и огромной силой и не умел с этим адекватно справляться, а кроме того, был порывистым и неуравновешенным (не потому, что больной на голову, а просто у него явная стихия огня) и не умел адекватно оценивать последствия своих поступков. Проще говоря, рос он как трава, и некому было им заниматься. А подростку с такой силой просто необходим наставник, авторитет, иначе это кончится плохо, и не один Иллидан такой. А кто мог бы им заняться? Малфуриону повезло - у него был Кенарий, который очень тщательно работал с ним как минимум несколько лет, обучая не только владению силами природы как таковыми, но и тщательно вдалбливая в ученика этические принципы вида "чем большей силой ты владеешь, тем больше на тебе ответственности". У Тиранды единого наставника не было, но она была послушницей жреческого ордена, где собственно вся жизнь заточена на соответствующее обучение, и была не названная по имени высшая жрица, которая за молодежью внимательно следила и при необходимости вмешивалась. А у Иллидана не было никого. Магию он, похоже, изучал самоучкой, потому что магия была привилегией Высокорожденных, а Иллидан к ним не относился. Родители близнецов погибли за несколько лет до того, так что и отца, способного вправить ребенку мозг, не было. В какой-то момент Иллидана взял под покровительство полководец Равенкрест, но в наставники юного мага он не годился ни по знаниям, ни по положению. Потом появился Ронин, но у Ронина просто не было ни времени, ни сил для воспитания свалившегося ему на голову ученика. В результате получили то, что получили. Не только судьба Иллидана стала кошмаром - Азерот потерял личность уникального таланта.
На самом деле по исходным данным-то братцы оба хороши: Малфурион тоже демонстрирует то необоснованную самонадеянность (когда Красс его посылает установить контакт с Алекстразой, а он вместо этого пытается расколдовать местное Кольцо Всевластья прямо в лапе Нельтариона и в результате огребает очень злого трехнутого Аспекта на свою голову), то опасную для окружающих неспособность владеть собой (когда его после похищения Тиранды переклинивает до такой степени, что он устраивает потоп). Тем не менее никто, кроме Нельтариона, ему по мозгам врезать не пытается, все только говорят "Малфурион, ты чего?" и гладят по головке. Хотя у меня есть подозрение, что от того потопа погибло заметно больше народу, чем те пять эльфов, которых Иллидан поджарил на горе Хиджал.
Понятно, что лишенный руководства, неуравновешенный, честолюбивый и могущественный подросток становится целью Старых Богов. Тем не менее им не удается вцепиться ему в мозг в достаточной мере, чтобы личность начала разлагаться а-ля Нельтарион; собственно, как мы знаем, с личностью Иллидана не удалось ничего сделать ни десятитысячелетнему заключению в одиночке, ни демонизации. Все, чего Старым Богам удалось добиться - чтобы Иллидан скастовал заклинание на портал, думая, что закрывает его, но на самом деле его усилил и направил туда, куда им надо было.
А еще Иллидан изобрел невидимый фронт. В том смысле, что он пошел на поклон к Саргерасу, с самого начала намереваясь его обдурить и нанести решающий удар изнутри. Правда, все это он делал в эгоистических целях, чтобы добиться восхвалений и признания (ну что вы хотите-то от семнадцатилетки?) и чтобы Тиранда наконец поняла, что он круче Малфуриона. Тем не менее хватило же мозгов и мужества стать первым азеротским Штирлицем.
Тем не менее в финале становится ясно: Иллидан действительно опасен для своих. Дело даже не в том, что он что-то там плохое сделал, а в том, что он совершенно не осознает последствий собственных действий, а с такой силищей это то еще стихийное бедствие. Происходит суд, но, к сожалению, его описание занимает всего полстраницы. Джарод (Малфурион и Тиранда еще не стали правителями, и всю исполнительную власть осуществляет командующий) с искренним нежеланием приговаривает Иллидана к смерти (ой, как неоригинально-то, замечает ходячая проблема), но Малфурион вмешивается и заменяет казнь на заключение. Причем мотивы Малфуриона для замены резко отличаются от изложенных в классическом лоре - если там он говорит "я не могу пролить кровь брата, поэтому давайте его запрем навсегда и вообще о нем забудем", то здесь он мотивирует это тем, что кое-что слышал от Ронина и думает, что Иллидан, вероятно, прав - Пылающий Легион действительно может вернуться - так что давайте припасем Иллидана на этот случай, даже если придется ждать десять тысяч лет. Добрый Малфурион, блин. Не знаю, какой вариант хуже. Хотя в обоих случаях заключение было для Иллидана спасением - если бы его не приговорили к казни официально, разъяренные и напуганные эльфы за второй Колодец Вечности его бы линчевали. (А он-то думал, что его за это восхвалять будут. И ведь нельзя сказать, что он не умел просчитывать ситуацию - провести Азшару и Саргераса ему вполне удалось, а Старых Богов не удалось только потому, что он просто не знал об их существовании. Но тут он промахнулся капитально.)
Меня разочаровало то, что при всей неимоверной подробности описания событий многие ключевые моменты, связанные с Иллиданом, как будто не произошли. Хорошо описано, как он приобрел магическое зрение и татуировки, прекрасно сделана сцена, когда близнецы вдвоем закрывают портал, но это все. Где драка с Аззинотом и получение клинков? Где возникновение понятия демон-хантера? А ведь все это произошло как раз в то время и, судя по имеющимся последствиям, эффектом бабочки не затронулось. Собственно разборка с Иллиданом значительно спокойнее, чем в классике - нет ни ненависти Мэйв и ее клятвы вечно сторожить нехорошего типа (хотя в данном варианте у Мэйв вообще нет повода ненавидеть Иллидана - Джарод-то вот, никуда не делся, ну подумаешь, немножко поджарили, что это для жрицы), ни торжественного навешивания эпитета Предатель (собственно, нет вообще никакого навешивания оного эпитета, а я так надеялась узнать, за что именно все-таки Иллидана так приложили).
Очень порадовало описание того, как Джарод оказался главнокомандующим. Конечно, история классическая - после гибели полководца младший офицер принимает командование на себя и выигрывает битву - но всегда приятная. Бедный Джарод ничего такого не имел в виду, просто он четко видел, что если кто-то немедленно не наведет порядок, демоны их раздавят, и попытался заткнуть дырку на передовой. Но окружающие так обрадовались, что есть кто-то, кто отдает членораздельные приказы, что количество желающих получить оные приказы росло экспоненциально. И капитан стражи погибшего города вдруг обнаружил, что его называют командующим. Он попробовал отвертеться, но другого варианта все равно не было. А потом пришли полубоги под командованием Кенария и сказали "полководец, мы ждем ваших приказов". Джарод окончательно офигел, но деваться было некуда. В общем, я понимаю, почему он после этого убежал со своей девушкой в леса на десять тысяч лет - далеко не всем нравится, когда на них вдруг обрушивается подобное, и Джароду явно не понравилось. Кстати, этого в книге не описано, вообще история безответной любви Шандрис к Джароду оборвана на полуслове.
Очень неожиданным было появление Дат'Ремара. Оказывается, он был ни больше ни меньше как руководителем внутреннего сопротивления Высокорожденных - тех, кто понял, к чему ведет деятельность Азшары и Ксавия, и по мере сил им мешал, затягивая формирование портала. Зная о влиянии Азшары на окружающих и о том, что бы с ними сделали, если бы об этом узнали - это монументальный подвиг. А еще Дат'Ремар вытащил из плена Тиранду. И привел своих к Малфуриону и Джароду со словами "делайте с нами что хотите, но мы хотим к вам". И после этого Малфурион изгнал Дат'Ремара? Олень он после этого. Пятачковый.
А Дат'Ремар, оказывается, был рыжий. С мелированием. Ну, мелирование при дворце Азшары вряд ли кого-нибудь бы удивило, но рыжий ночной эльф - это круто. И почему-то он уже называет себя Солнечным Скитальцем, хотя по классике это вроде бы не фамилия, а самоназвание в результате отделения от ночных эльфов.
Я так и не поняла, каким образом Дат'Ремар получил одну из иллидановых бутылок. Говорят "Дар Иллидана", но какой тут дар, когда Дат'Ремар на Хиджале получил от Иллидана тепловой удар, а когда его откачали, Иллидана уже взяли под стражу? И вообще, судьба бутылок непонятна: наверняка их у Иллидана конфисковали, потому что если бы ему оставили хоть одну, он бы эту хиджальскую тюрьму просто аннигилировал вокруг себя. Но тогда каким образом как минимум две из них потом опять оказались у него?
Есть еще заметные отличия от классики. Ребрендинг Нельтариона в Смертокрыла, например, в данном варианте произведен пришельцами из будущего, хотя мы все читали в лоре, что съехавший Аспект сам себя переназвал. И Колодец Вечности не Малфурион уничтожил, а он самоаннигилировался в результате магической перегрузки. Таким образом, Иллидану пришлось самому допирать, что вот это сейчас рванет, делать из этого выводы и быстро-быстро наполнять бутылки. Интересно, где он в Зин-Азшари семь бутылок нашел? Наверно, в ближайшем винном погребе, а куда он девал вино, остается гадать в меру собственной испорченности. Во всяком случае, фраза "Зачем ты опустил руку в Колодец?", которая в инсте вызывает гомерический хохот, в романе есть. :-)
Теперь хотелось бы порассуждать, а что было бы, если бы. Можно ли было после всех описанных событий как-то по-другому развернуть судьбу Иллидана? То, что его посадили, в сложившихся обстоятельствах, пожалуй, правильно, и правильно, что объявили о вечном заключении, чтобы особо ретивые у дверей тюрьмы с острыми предметами не стояли. И сам Иллидан немного остынет, и обозленные на него эльфы тоже. А пока все остывали, надо было бы найти того, кому можно было бы выдать Иллидана на воспитание. Потому что он был небезнадежен, а такими магами нормальные правители не бросаются. Вопрос - кому выдать. В идеале Ронину, которым Иллидан восхищался, но Ронин вернулся в будущее. Кстати, забрать Иллидана с собой в будущее - неплохой вариант. Да, эффект бабочки, но в любом случае не удалось сохранить исходную историю неизменной. Зато парня и от разъяренных эльфов удалось бы спасти, и от заключения, и нормального ментора ему в Даларане найти. Но Ронину явно не хотелось заниматься этой ушастой проблемой - у него там в будущем жена рожает, и больше он ни о чем не думал.
Ладно. Кого можно было бы найти в наставники в древнем Калимдоре? Учитывая, что из тамошних магов сильнее Иллидана была только Азшара. Но сила силой, а умением правильно ее направлять и дозировать, а также владеть собой и понимать последствия своих действий Иллидана превосходил любой Дат'Ремаровский Высокорожденный. Может, можно было бы договориться с Дат'Ремаром? Он, конечно, был зол на Иллидана за Хиджал, но вроде бы достаточно умен, чтобы понять, когда остынет, какие перспективы это открывает. Кстати, и Дар Иллидана был бы тогда понятен. Или, если считаем, что Дат'Ремар и его спутники не потянут... попросить дракона? Лучше всего, конечно, кого-то из синих, потому что они в Азероте главспецы по магии, но после нельтарионовских выходок от синего племени остался один депрессующий Малигос и несколько десятков яиц, спасенных Крассом. Достучаться до Малигоса? Кстати, мог бы быть неплохой вариант - может, занявшись делом, Малигос отвлекся бы от своей депрессии и не съехал с катушек. А если Малигос упрется и не захочет, то попросить Кориалстраза. В смысле молодого, который в прошлом остался. Хоть он и был тогда молод, про магию он всяко знал лучше Иллидана, а заноситься и выпендриваться перед большим зубастым драконом парень бы не стал.