То, что трехлунно-конклавная политика делает все, чтобы максимально замедлить, а в идеале уничтожить на Кринне развитие магии как науки, а магического сообщества как части социума, интуитивно ясно. То, что Рейстлин Маджере - совершенно логичный продукт этой самой политики, так что жаловаться Конклаву и лунам в истории с Рейстлином не на кого, кроме самих себя - следует из этого же. Этот вопрос имеет несколько граней, сегодня рассмотрим одну из них - вопрос Испытания, причем даже не с внутренней, а с внешней стороны.
Дано: поскольку магия - штука очень крутая и могучая, можно давать ее в руки только "достойным" (в переводе - людям, способным осознавать последствия своих поступков и принять на себя ответственность за них). Эта идея возникла после того, как когда-то какой-то безответственный маг или маги чуть не устроили катастрофу всепланентного масштаба. Поэтому разработано Испытание, направленное на то, чтобы отсеять "недостойных" (безответственных).
Сама по себе идея неплоха. Дьявол, как всегда, сидит в деталях реализации.
Пункт первый. Испытание - штука весьма жесткая. Результатом провала является смерть (хотя ни в книгах, ни в рулбуках, хоть тресни, не указывается, что такое "провал Испытания" и как он определяется; гибель внутри Испытания провалом зачастую не является - и Рейстлина, и Палина, попавших в безнадежную ситуацию внутри Испытания, потом просто-напросто откачали). Никто не выходит из Испытания непокалеченным - оно всегда оставляет какие-то шрамы, повреждения, травмы; Рейстлин - это экстремальный случай, у многих повреждения "внутренние", как говорит Иоланта, душевные, но они есть всегда.
Интересно, зачем столь целенаправленно делать магическое сообщество целиком состоящим из калек?
Интересно, это Испытание сделало Пар-Салиана моральным уродом, Антимодеса - трусом, а Теобальда - педосадистом? (Обратите внимание, что все трое перечисленных духовных калек - белые маги. Что после этого ждать от остальных?)
Пункт второй. Вследствие жесткости Испытания к нему, как правило, допускаются люди, имеющие определенный жизненный опыт. Люди в среднем проходят Испытание в 25 лет. (Другие расы можно не считать - из эльфов после Катаклизма Испытание прошел только один, и тот Даламар.) Это логично: чтобы соответствовать требованиям Испытания, необходимо иметь представление о мире и о своем месте в нем, знать себе цену, иметь определенную практику работы с магией и т.д. В средневековом мире 25 лет - возраст уже вполне зрелый, так что неудивительно, что в таком возрасте к людям подходят с такой суровой меркой.
Но... Испытание должно быть пройдено не позже достижения третьего уровня! (Дальше все расчеты - по второй редакции.)
Смотрим на сроки и возраст. Рейстлин получил свой первый уровень в 16 лет. Вообще-то это нормальный, по по понятиям AD&D, возраст для старта. Талантливый Рейстлин, при наличии лучшего учителя или школы, мог бы начать и раньше, в конце концов, чтобы слип скастовать, половая зрелость необязательна. Но в общем и целом 16 лет - это нормальный возраст для среднего начинающего мага.
Далее средняя нормальная скорость развития приключенца (любого класса) - год на уровень. Может быть быстрее, если приключенец активно приключается, может быть медленнее, если приключенец сидит ровно. Но в среднем год на уровень - это норма. Таким образом, получаем, что маг, начавший в 16 лет, к 25 годам в среднем оказывается девятого уровня (понятное дело, если не накроется раньше; смертность среди начинающих магов-приключенцев очень велика). Девятый уровень - это серьезно; это уже high-level adventurer; в нормальных AD&D-мирах маг девятого уровня имеет право ставить собственную башню.
А по конклавным правилам молодой маг в среднем обязан до 25 лет сидеть на первом-втором уровнях! Обратим внимание, что с 16 до 25 лет - возраст наибольшей жизненной активности, возраст наибольшей способности к профессиональному обучению. В это время только и обучаться, расти, набираться опыта - а на Кринне маг до 25 лет даже в ученики к старшему магу пойти не имеет права. Кто-нибудь после этого удивляется, что магическое сообщество там тихо пухнет и дохнет?
Смотрим, что происходит с Рейстлином. В 20 лет он достигает третьего уровня, умственным усилием разобрав и скастовав второуровневую иллюзию. Т.е. ему понадобилось для достижения третьего уровня четыре года вместо нормальных двух - умнейшему и талантливейшему из всех юных магов Кринна. Правда, он за эти годы не особо набирался опыта как маг, вел абсолютно домашнюю жизнь, практически не имел доступа к серьезным книгам - в общем, возможностей для роста было мало. С другой стороны, куда ему торопиться, если по правилам Конклава он в любом случае обязан сидеть на первом-втором уровнях до 25 лет? Он даже в ученики к приличному магу пойти не мог.
Но когда двадцатилетний Рейстлин, скастовав иллюзию второго уровня, заявил о себе как о третьеуровневом маге, в Конклаве встали на уши - как это он посмел!!! Будь это кто-то другой, его бы жестоко покарали; но Рейстлина наметили на роль спасителя мира, поэтому вместо этого его вызывают на Испытание. И неизвестно, что хуже, потому что Рейстлин, конечно, к Испытанию не готов чисто психологически. У него нет никакого опыта, нет адекватной самооценки, нет представления о своем месте в мире, нет практики, нет осознания, чего, вообще говоря, хочется добиться в жизни, кроме могущества и признания - в общем, это гарантированный провал. Молодцы маги, берем чуть ли не единственного талантливого юношу, в которого вкладываем надежду на спасение мира, и гарантированно гробим. Благодарите, господа маги с лунами в комплекте, Фиста - он вам вытащил ваше сокровище, пусть увечное, но хоть живое.
Пункт третий. Итак, мы видим, что магическую молодежь безо всякого основания в самые плодотворные годы маринуют на стартовых уровнях за просто так. Но с 16 до 25 - это не только возраст учебы и социальной самореализации; это еще и возраст создания семьи.
Вообще говоря, со средневековьем на Кринне что-то не то. В нормальном средневековье средний возраст выдачи девушки замуж - 14-16 лет. Т.е. даже девятнадцатилетняя Тика по понятиям средневековья является перестарком, а про Золотую Луну я вообще молчу (и с этой точки зрения ее истерика "мне тридцать лет, а у меня нет детей!" становится особенно понятна). Но даже по нашим понятиям, вообще говоря, женщинам рекомендуется первого ребенка рожать до 25 лет. Как строит жизнь девушка-маг? Скорее всего, она не будет выходить замуж до Испытания, потому что понимает, что есть хорошие шансы оставить детей сиротами. Логично ожидать, что ее избранник тоже окажется магом, просто вследствие общности интересов, и логично ожидать, что он во многих случаях окажется того же возраста. Т.е. на возможность оставить детей на мужа в случае своей гибели такая девушка тоже не может рассчитывать, потому что ее избранник подвергается тому же риску. Ладно, допустим, Испытание девушка прошла, а что дальше? А дальше надо на несколько лет идти в ученицы к крупному магу. Это занятие тоже рождению детей не способствует. И только где-то после тридцати женщина-маг получает возможность кого-то родить. Обратите внимание, что риск неудачных родов и гибели матери и плода при первых родах после тридцати и в наше время резко возрастает, а уж на Кринне с его дремучим уровнем медицины и подавно можно расслабиться. Где дети Ладонны, Йенны, Иоланты? Их нет. Неудивительно.
И это при том, что на Кринне талант к магии - наследственный признак.
Кто-нибудь после этого удивляется, что Конклаву приходится вкладывать надежды в детей необученных провидиц, свихнувшихся от нереализованного потенциала? Розамун, конечно, свихнулась и рано умерла, но она хоть сумела за свою жизнь родить трех детей и хотя бы одному из них передать свой талант. А всяким Ладоннам и Йеннам и того не дано. Т.е. система Испытания делает все, чтобы качественно снизить рождаемость магов.
Пункт четвертый. Вследствие всего вышеизложенного возникает вопрос: а на кой черт вообще понадобилось ограничивать уровень Испытания третьим?
Вообще говоря, для того, чтобы представлять какую-то опасность для мира, нужно быть примерно того же уровня, что Рейстлин в "Легендах" или хотя бы как Пар-Салиан. Считать, что маг четвертого, пятого, даже девятого уровня способен скастовать что-то, грозящее страслыми и ужаслыми для мира последствиями, просто смешно. Ну да, файрболл и все такое, но файрболл способен вынести эн противников, где эн ограничивается десятком-двумя, и не более того. Для мира большинство магов ну никак не опасны. Поэтому есть смысл выбрать для Испытания некоторый уровень, который сам по себе является заявкой на серьезное могущество. В этом смысле хорош как раз девятый уровень, которого особо талантливые и продвинутые маги достигают к 25 годам (не вопрос, что некоторые раньше, а некоторые заметно позже). На таком уровне у мага действительно есть и опыт, и представление о собственных возможностях, и четкое осознание причинно-следственных связей, и знание того, что он может и хочет, и серьезная магия на вооружении. Вот тут уже логично выдвигать те требования, которые включает в себя Испытание: хочешь идти дальше - покажи, что ты готов к ответственности за подобное могущество. А начинающих-то зачем всех без разбора гробить и калечить?
Таким образом, в результате такого явления, как Испытание, магическое сообщество Кринна представляет собой сборище душевно или физически увечных людей с искусственно сниженным уровнем рождаемости. Какая доля возможного потенциала к развитию в этом сообществе сохранилась - попробуйте посчитать сами. Я думаю, ниже одного процента.
Пункт пятый. При всем при этом Испытание не выполняет свою заявленную функцию! Рейстлин его прошел - и где, спрашивается, его осознание последствий собственных поступков, где баланс между могуществом и ответственностью за него? Он все равно чуть не устроил апокалипсис, и устроил бы, не схвати его вовремя Карамон за руку.
И это только одна из фенечек кринновских трехлунно-конклавных правил.