Иногда возникают поразительные внутрикультурные мифы. Мифы в том смысле, что даже с точки зрения Вторичного Мира, с которым они связаны, это полнейший миф, но в его корректности относительно данного Вторичного Мира полностью убеждены читатели.
Один из таких мифов - "Рейстлин спит в Бездне".
При том, что если чуть-чуть подумать (или внимательно почитать книги), становится ясно, что в Бездне он никогда не спал.
Доказательство просто, но чтобы его понять, нужно немножко представлять себе планарную структуру AD&D-шной Вселенной.
Как на это смотрят читатели, не выходившие за рамки художественных книг по Кринну? Существует собственно Кринн, и существует Бездна - этакий "тот свет". Бездна связана с Кринном порталами (из которых актуален только один), ну и у погибших тоже все шансы туда попасть. В Бездне живет Такхизис, и ее жрецы там тоже неплохо себя чувствуют. Вышеупомянутый антигерой попал через портал в Бездну и планировал с помощью этой дверки добиться много чего, но в результате сам себя запер в Бездне, где на него напала Такхизис, но за неожиданно правильное поведение Паладайн его у Такхизис отобрал и положил спать. Впоследствии Рейстлин аж дважды выходит из Портала - в первый раз "не до конца", чтобы вмешаться в Испытание Палина, и второй раз вполне себе в физическом теле. Куда ведет Портал? В Бездну. Стало быть, где спал Рейстлин? В Бездне.
Как это выглядит с точки зрения механики мира? К сожалению, я нигде не нашла описания того, как именно Кринн, его божества и его прилегающие планы связаны с всеобщей AD&D-шной космогонией. В старом издании Planescape все было просто - внешние планы все общие, а первичные материальные планы все разные, включая Кринн; на плане соответствующего алайнмента живут божества всех миров этого алайнмента. Например, Паладайн живет на lawful-good плане "Гора Целестия", он же "Семь Небес". Собственно, по современной AD&D-космогонии там живет аналог Паладайна - бог светлых драконов Багамут (и никто толком не знает, одно и то же они или нет). Все это выглядит замечательно, но тогда та Бездна, которую мы "видим" с Кринна, должна быть таким общежитием разномировых моральных уродов, что просто мама дорогая! Там и Лолт, и Демогоргон, и кто знает что еще за компания. Но мы ничего подобного не видим - Бездной безраздельно правит Такхизис (в общемировой космогонии ее аналог зовется Тиамат).
Поэтому мы с 90%-ной долей уверенности можем сказать, что внешние планы Кринна каким-то образом изолированы от "всеобщих" Внешних Планов. Это подтверждается, например, тем, что в Мире Песочных Часов уничтоживший мир Рейстлин оказывался в полнейшей пустоте, чего не могло бы быть, если бы Внешние Планы Кринна были теми же, что и у остальных материальных планов - он бы там нарвался на такую толпу народу, что общайся хоть до скончания веков (другой разговор, что результирующее общение ему бы вряд ли понравилось).
Таким образом, Бездна Кринна - это 100% царство Такхизис. Это так же и ее тюрьма - выйти оттуда она не может (только аватаром). Видимо, она не может не только выйти на Кринн, но и попадать на другие внешние планы.
А то, что они, эти другие внешние планы, на Кринне существуют, подтверждается тем простым фактом, что надо же где-то жить всем остальным богам. И прочему "нематериальному" населению Кринна. Собственно, "родные" планы остальных богов указаны, например, в классическом рулбуке Tales of the Lance (повторяю, это какие-то не те планы, которые работают в общей космогонии AD&D. хотя названия их совпадают). Так что кринновский "тот свет" Бездной не ограничивается - есть там и 17 Внешних Планов, и стихийные планы, и эфирный, и все, что приличному Первичному Материальному Плану вокруг себя иметь положено.
Теперь смотрим на историю с Рейстлином, Такхизис и Паладайном. Такхизис только рада оставить Рейстлина у себя в Бездне в качестве любимой игрушки, но Паладайн обламывает сестренку. Он это может сделать, потому что Рейстлин своим выбором сохранил жизнь на Кринне, и тем самым уже до определенной степени защитился от Такхизис (не надо забывать, что Такхизис - это, вообще говоря, не просто злая тетенька, живущая где-то там за Порталом, но прежде всего любая Тьма в человеческих душах; каким бы эгоистичным ни был выбор Рейстлина, он был сознательным отказом от Тьмы в собственной душе, и тем самым лишал Такхизис власти над ним). Но Рейстлин натворил таких дел, что возвращать его на Кринн просто нельзя, да и смысла особого нет - молодой архимаг сам себя выжал до капельки, ему нужен глубокий отдых. Поэтому Паладайн погружает его (или его душу) в нечто вроде сна. Кстати, сон там был своеобразный: Рейстлин получал в виде снов информацию с Кринна о близких ему людях, мог эту информацию воспринимать и обрабатывать, проявлять интерес, делать выводы и даже, вероятно, получать от этого удовольствие. По-видимому, парню просто отключили напряженные болезненные эмоции и таким образом дали возможность отдохнуть от самого себя. Но сейчас речь не об этом. А о том, где, собственно, класть его спать?
Делать это в Бездне было бы просто бессмысленно, потому что в Бездне безраздельно властвует Такхизис. Конечно, Паладайн может окутать Рейстлина каким-то защитным "коконом", чтобы не дать Такхизис до него добраться - и такая защита у него действительно существует, как мы в дальнейшем увидим. Но можно ли считать, что такая защита будет безусловно надежной на протяжении долгих лет? Ведь Бездна - это квинтэссенция всего, что враждебно началу, представляемому Паладайном, причем отнюдь не более слабая, чем сам Паладайн. Тем более что защищать нужно не крутого архимага, в любую минуту готового начать палить молниями, а человека спящего и никакой собственной защиты не имеющего. Гораздо проще и надежнее вытащить Рейстлина из Бездны куда-нибудь на другой, безобидный для него план и положить спать там.
Это подтверждается цитатами из книг. Карамон - Палину в "ДЛП": "Но Рейстлин не в Бездне, сынок. Паладайн принял его жертву. Твоему дяде был дарован покой в вечном сне." Конечно, Карамон тот еще специалист по внешним планам, но чуть дальше в той же книге читаем: "Все эти годы, проведенные на том далеком плане, в покое, во сне, похожем на смерть, подобные видения были сновидениями Рейстлина".
На далеком плане. Его название не приводится, но это не Бездна. Иначе ее бы назвали.
Да, во фразе из мюзикла "Там, в Бездне, ты мне иногда снилась..." слова "В Бездне" являются отсебятиной авторов. В ДЛП: "Я хотел ей сказать, что иногда в моем долгом сне она мне снилась".
Да и вообще, Бездна - крайне мерзкое место для сна. Абсолютно любой другой план намного уютнее. А некоторые так и вообще просто райские уголки. Самое простое для Паладайна было бы - вытащить Рейстлина в свои Семь Небес и положить в укромном уголочке, но по ряду причин я в этом сомневаюсь. Во-первых, Рейстлину на плане Света было бы просто неуютно - все-таки алайнмент не тот. Во-вторых, есть слова самого Рейстлина из "Второго поколения": "Как его любовь и сочувствие освободили меня из тьмы, в которую я сам себя вверг, так они и держат меня там." Вряд ли он говорил бы так, если бы оказался на плане Света. Скорее это было какое-то темное уютное местечко на каком-нибудь нейтральном плане вроде Механуса или Конкордантной Оппозиции. В общем, возможностей огромное количество, и любая из них - повторяю, любая - лучше, чем Бездна. Какой именно план это был, я просто не знаю, а Уэйс и Хикмен его не называют.
А почему же тогда мы дважды встречаем Рейстлина выходящим из портала, ведущего в Бездну? Да потому, что переместиться из любого Внешнего Плана в другой гораздо проще, чем с Внешнего Плана на Первичный Материальный. Но из Бездны на Кринн есть готовый удобный портал. Поэтому проснувшемуся Рейстлину гораздо удобнее переместиться с Внешнего Плана в Бездну, а потом воспользоваться Порталом, чтобы выйти на Кринн.
Но чтобы он спокойно прошел через Бездну, у него должна быть защита от Такхизис. Рейстлин в ДЛП: "У Такхизис долгая память. Она ничего не забывает и не прощает. Она отомстила бы мне, если бы могла, но я защищен от ее гнева." Какова природа этой защиты? Она может быть внутренней и внешней. Скорее всего, есть и та и другая: и защита, данная Паладайном, и защита, происходящая от того, что Рейстлин сознательно отказался от Тьмы в собственной душе.
Кстати, совет богов, описанный в ДЛП, происходил таки в Бездне. Потому что мы знаем, что Такхизис из Бездны выйти на другой план не может, а вот другие боги могут спокойно перемещаться между планами.